Новости
Международное энергетическое агентство прогнозирует лидерство Китая и России в мировой ядерной энергетике

МЭА в новом отчете прогнозирует рост инвестиций в атомную энергетику и лидерство Китая, который обгонит США по мощностям уже к 2030 году. Ключевые тренды — развитие малых модульных реакторов и концентрация ядерных технологий в Китае и России, что вызывает обеспокоенность на Западе.

Международное энергетическое агентство (IEA) в своем январском отчете «Новая эра атомной энергетики» прогнозирует кратный рост инвестиций в ядерную энергетику уже к 2030 году из-за повышения спроса со стороны дата-центров и необходимости снижать углеродные выбросы. При этом будущее отрасли аналитики видят за малыми модульными реакторами как более дешевыми и быстрыми в реализации проектами в атомной энергетике. Но и крупные реакторы продолжат как строиться, так и модернизироваться. А лидерство по общей мощности ядерных реакторов в стране уже к 2030 году от США перейдет к Китаю.

В 2023 году в более чем 30 странах действовало более 410 реакторов, при этом ядерная энергетика обеспечивала 9 % мировых поставок электроэнергии. Атомная энергетика стала вторым по величине источником электроэнергии с низким уровнем выбросов после гидроэнергетики, производя на 20 % больше электроэнергии, чем ветро-, и на 70 % больше, чем солнечные ВИЭ-станции. С точки зрения задач по противодействию глобальному потеплению использование атома немаловажно: этот вид энергии признан зеленым. С 1971 года ядерная энергетика позволила избежать 72 Гт выбросов CO₂ за счет сокращения потребности в строительстве электростанций, работающих на угле, природном газе или нефти. Также это укрепило энергетическую безопасность многих стран, так как снизилась их зависимость от импорта ископаемого топлива. В результате уже в этом году МЭА ждет новый рекорд выработки атомной энергии в мире.

Аналитики МЭА видят три сценария дальнейшего развития мировой атомной энергетики. В консервативном сценарии, предусматривающем сохранение существующей политики в отношении атомной энергетики, инвестиции в новые реакторы разной мощности и модернизацию действующих к 2030 году вырастут до 70 млрд долларов в год с 65 млрд долларов, которые были вложены в атомные проекты в 2023 году . Это приведет к увеличению глобальных ядерных мощностей более чем на 50 %: они вырастут до почти 650 ГВт к 2050 году. Второй сценарий, при котором государства полностью выполнят уже взятые на себя обязательства в энергетической и климатической политике, предполагает рост инвестиций до 120 млрд долларов в 2030 году и увеличение атомных мощностей более чем в два раза к середине века. По третьему сценарию, рассчитанному на достижение нулевых выбросов к 2050 году, инвестиции превысят 150 млрд долларов к 2030 году, а установленная мощность превысит 1 тыс. ГВт к 2050 году.

Средний возраст ядерных реакторов в развитых странах составляет более 36 лет, а развивающихся — 18. Доля атомной энергетики в производстве электроэнергии наиболее высока во Франции (65 %) и Словакии (более 60 %). Доля Европейского союза снизилась с пиковых 34 % в 1997 году до 23 % на сегодняшний день. В Соединенных Штатах, которые располагают самым большим парком ядерных реакторов в мире, этот показатель составляет менее 20 %.

При этом МЭА ожидает, что Китай сместит США с пьедестала лидера по мощностям в ядерном секторе уже к 2050 году. Уже сейчас из 52 реакторов, строительство которых началось по всему миру с 2017 года, 48 или 92 % спроектированы либо в Китае, либо в России. Росатом строит 33 атомных реактора за рубежом.

По состоянию на конец 2024 года в мире находилось в стадии строительства 63 ядерных реактора (71 ГВт), из которых три четверти — в странах с развивающейся экономикой и половина — только в Китае. Сегодня Китай располагает третьим по величине ядерным парком в мире (после США и Франции). Однако темпы строительства в атомном секторе в КНР впечатляют. По прогнозу МЭА, на долю Китая к 2050 году придется половина всего объема наращивания ядерных энергомощностей, а к 2030[U6]  году атомный парк Китая превзойдет по размерам ядерный парк Соединенных Штатов и станет крупнейшим в мире.

Лидерство Китая и России в атомной сфере беспокоит те страны, которые сегодня считают Москву и Пекин угрозой для себя на экономическом или политическом поле. При этом у обеих стран есть существенное преимущество: они владеют не только технологиями, но и урановым сырьем. В отчете МЭА указано, что производство и обогащение урана, топлива для ядерных реакторов, сконцентрировано всего в нескольких странах. «Сегодня более 99 % мощностей по обогащению урана сосредоточено в четырех странах-поставщиках. При этом на долю России приходится 40 % мировых мощностей, что является самым высоким показателем. Высокая концентрация рынков ядерных технологий, а также производства и обогащения урана представляет собой фактор риска в будущем и подчеркивает необходимость большего разнообразия в цепочках поставок» — сказал глава МЭА Фатих Бироль.

Особый интерес в развитии мирного атома вызывает развитие индустрии малых модульных реакторов (SMR), мощность которых инвесторы планируют увеличить до 25 ГВт в основном для обеспечения центров обработки данных. При надлежащей господдержке мощность установок SMR может достичь 80 ГВт к 2040 году, что составляет 10 % от общей ядерной мощности в мире. А к 2050 году эта мощность может вырасти до 120 ГВт. Это предполагает увеличение инвестиций в SMR с 5 млрд долларов США на сегодняшний день до более чем 25 млрд долларов в 2030 году, а совокупный объем инвестиций к 2050 году составит 670 млрд долларов.

Однако успех технологии и скорость их внедрения будут зависеть от способности отрасли снизить затраты к 2040 году до уровня, сопоставимого со стоимостью возведения и эксплуатации крупных гидроэлектростанций и морских ветроэлектростанций.

Основными препятствиями для развития ядерной энергетики авторы отчета называют высокие затраты на строительство реакторов, политическое противодействие и риски затягивания реализации проектов. Важным фактором для преодоления этих проблем МЭА считает развитие инноваций, господдержку отрасли и достаточные инвестиции.

Фото: АЭС Тайшань, EDF Energy