В мире наблюдается рост инвестиций в атомную энергетику. Многие страны, скептически настроенные к этой отрасли, пересматривают свои взгляды. Но есть факторы, мешающие атомной генерации занять лидирующее место на глобальном рынке.
Еще 10–15 лет назад эксперты говорили о кризисе в развитии атомной энергетики в мире. Виной тому были крупные аварии на АЭС: сначала на американской «Три-Майл-Айленд» в 1979 году, затем на советской Чернобыльской в 1986-м и японской «Фукусима-1» в 2011 году. В результате некоторые страны, например Италия, Швеция и Швейцария, остановили свои ядерные энергетические программы.
Однако в последние годы ситуация меняется. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), инвестиции в атомную энергетику в мире в 2024 году составили 65 млрд долларов, а к 2030 году могут увеличиться до 70 млрд. Кроме лидеров по выработке атомной электроэнергии — США, Китая, Франции, России и Южной Кореи — эту отрасль развивают или планируют развивать многие страны в Азии, Африке, Европе и Латинской Америке. По информации МАГАТЭ на июнь 2025 года, в мире насчитывается 416 действующих энергоблоков общей мощностью 376,3 ГВт. В стадии строительства — еще 62 блока на 65 ГВт. Растет и производство атомной энергии: по данным Всемирной ядерной ассоциации (WNA), в 2023 году выработка электричества на АЭС увеличилась на 2%, а по информации агентства Ember, в 2024 году — еще на 2,5%, до рекордных 2768 млрд кВт⋅ч.
Аналитики связывают ренессанс атомной энергетики с несколькими причинами. Во-первых, на принятие решений оказывает влияние стремление многих государств к углеродной нейтральности. Надежды в этом процессе на возобновляемую энергию ветра и солнца не оправдались: генерация электричества этими способами не так эффективна, как работа АЭС. При этом для ряда стран уменьшение углеродной нагрузки — не только пункт глобальной повестки, но и решение локальных экологических проблем. К примеру, Бразилия хочет заменить атомными станциями малой мощности вредные для окружающей среды дизельные теплоэлектростанции.
Во-вторых, в мире резко выросло потребление электроэнергии, особенно на фоне введения в эксплуатацию новых дата-центров для поддержки сервисов с искусственным интеллектом и роста продаж электромобилей. Только в США сейчас действует 5426 центров обработки данных. Что касается электрокаров, за первые три месяца 2025 года их было продано более 4,1 млн — почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Наконец, мировое сообщество получает сигналы от стран — экономических гигантов. Президент США Дональд Трамп уже дал поручение увеличить мощность атомной генерации в стране в четыре раза — до 400 ГВт к 2050 году. А в Китае для строительства новых АЭС уже выбрано более 180 участков. В целом же, по прогнозам МЭА, мощность атомной генерации вырастет к 2050 году на 60% по отношению к 2023 году и составит 650 ГВт.
Важную роль в привлекательности АЭС играют компании-производители. Они уже не торгуют реакторами, а предлагают готовые решения. Так, «Росатом», помимо энергоблоков разной мощности (малые АЭС наземного и плавучего типа, энергоблоки средней мощности на 600 ГВт, большие реакторы ВВЭР-1200), готов воплотить весь цикл создания атомной энергетики в конкретной стране: от разработки правовой и нормативной базы до строительства и обучения персонала. Инфраструктурные проекты продвигают и компании других государств: китайские CNNC и CGN, французские EDF и Framatome, американская Westinghouse и другие.
При этом придется решить несколько проблем, которые тормозят внедрение АЭС. Одна из них — это по-прежнему высокая стоимость строительства станций. В подавляющем большинстве стран вход частных компаний в этот сегмент ограничен, поэтому рассчитывать на активное привлечение негосударственных средств не приходится. Кроме того, дорожает уран: за последние пять лет цена на него выросла на 233%. Дополнительная нагрузка создается вопросами управления радиоактивными отходами.
Фото: Nicolas HIPPERT/Unsplash