Проект Трансарктического транспортного коридора откроет новую страницу в жизни российского Севера и Дальнего Востока. Он наладит грузовые перевозки, важные не только для нашей страны, но и для иностранных партнеров.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2025) во Владивостоке три дня подряд обсуждали Трансарктический транспортный коридор (ТТК) — морской путь, который свяжет порты Санкт-Петербурга и Владивостока через северные моря. Его протяженность составит 14,28 тыс. км, что в 1,6 раза короче пути через Суэцкий канал.
Важность развития ТТК для арктической зоны, России и Евразии в целом подчеркнул в своем выступлении на ВЭФ президент РФ Владимир Путин. По его словам, Трансарктический коридор — это комплексная система, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный и речной виды транспорта. «Нам предстоит не только прокладывать надежные, безопасные морские маршруты в Арктике, выходить на круглогодичную работу Трансарктического коридора. Впереди и работа, что называется, «на берегу». Имею в виду развитие связи и навигации, систем обслуживания судов и аварийно-спасательной инфраструктуры. И конечно, речь идет о модернизации морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке», — сказал президент.
Построение ТТК должно дать новый импульс для развития территорий Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Модернизация морских терминалов и строительство новых портов, обновление речных транспортных маршрутов, строительство автомобильных и железных дорог не только улучшат логистику, но и позволят оптимизировать работу промышленных предприятий в этих регионах, реализовывать новые проекты с меньшими затратами. В их числе — возможность создания современных центров судостроения: по словам Владимира Путина, они смогли бы обеспечивать ТТК всей линейкой необходимых судов, от буксиров до газовозов ледового класса и сверхмощных ледоколов.
В появлении Трансарктического коридора заинтересованы и другие страны, например Китай, ОАЭ, Индия. По данным транспортной группы FESCO, стоимость прохода судов через Босфор и Дарданеллы за два года выросла в семь раз. Суэцкий канал также подорожал на 5–15%, кроме того, этот путь уже несколько лет считается небезопасным из-за нападений на торговые судна пиратов и йеменских хуситов.
Отдельно о будущем ТТК как продолжении Северного морского пути на форуме говорили в рамках секции «500 лет на горизонте: от открытия к инновациям Северного морского пути». Нынешний план развития СМП включает в себя строительство нового ледокольного флота, портовой инфраструктуры, расширение космической группировки для навигации и связи. Следующий шаг — переход к модели круглогодичной навигации. «ТТК может подвигнуть нас к изменению самой модели ледокольного обеспечения, когда в интересах круглогодичного, постоянного использования нам придется создавать отдельную ледокольную группировку для караванного движения. У нас даже есть такое понятие, как «электричка»: мы должны будем ходить по расписанию, а суда должны будут встраиваться в эти караваны», — рассказал глава «Росатома» Алексей Лихачев. Участники сессии обсуждали и технологии будущего: возможность использования беспилотных судов на маршрутах ТТК. По мнению экспертов, их можно будет внедрить через 5–15 лет.
Наконец, о будущем Трансарктического коридора говорили на сессии «Нам по пути», которая проходила под руководством председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова. Там обсуждались вопросы взаимодействия государства и бизнеса и экономические стороны развития масштабного проекта. Новый офис ВЭБ.РФ во Владивостоке, по словам Шувалова, займется реализацией проектов в Арктике и на Дальнем Востоке, привлечением кадров и развитием транспортной инфраструктуры, включая ТТК. Важной составляющей проекта была названа разработка единой логистической цифровой платформы. Она создаст принципиально новую систему взаимодействия со всеми участниками логистического рынка, внедрит единые стандарты документооборота и интегрированную систему пропуска через госграницу России.
Фото: Николай Гернет / Николай Гернет