руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

“Выход из Парижского соглашения Соединенных Штатов и Аргентины может серьезно повлиять на судьбу этого соглашения, вплоть до его полной отмены из-за потери глобального статуса.”
Недостаточная амбициозность стран – популярная тема на международных переговорах. Существует даже специальная коалиция стран – сторонниц высоких амбиций (так называемая High Ambition Coalition). Тон в этой коалиции задают страны Европы, компанию им составляют несколько слаборазвитых государств, среди которых заметную роль играют малые островные страны (Фиджи, Палау, Маршалловы острова и другие). Учитывая постоянную грантовую поддержку этих стран со стороны ЕС, можно рассматривать эту коалицию как инструмент продвижения интересов Европейского Союза и Великобритании, которые неизменно выступают за принятие самых жестких целей по снижению выбросов парниковых газов.
Позволят ли уже сформулированные усилия по достижению углеродной нейтральности к 2060 году решить проблему глобального потепления?
Во-первых, выход из Парижского соглашения Соединенных Штатов и Аргентины может серьезно повлиять на судьбу этого соглашения, вплоть до его полной отмены из-за потери глобального статуса. Такой шаг может спровоцировать выход из Соглашения других стран, особенно если США решат оказывать давление на сомневающихся (подобная ситуация уже была при принятии Киотского протокола). Как минимум, это может привести к тому, что некоторые страны перенесут сроки достижения “чистого нуля” на более позднее время.
Что касается эффекта декарбонизации на климат, то полагать, что достижение человечеством “чистого нуля” остановит потепление, может только тот, кто полностью игнорирует естественные климатические циклы и считает, что причиной изменения климата на 100% является антропогенный фактор.
На СОР-29 принята декларация министров 25 стран, поддерживающая утроение глобальных атомных мощностей к 2050 году. Насколько реалистична такая цель?
Положительным в этой декларации можно считать признание роли атомной энергетики в процессе декарбонизации. Учитывая, какие барьеры на пути признания этой очевидной истины ставил Евросоюз на протяжении более 20 лет, это действительно шаг вперед. Однако вызывает сомнения обоснованность цели утроения глобальных атомных мощностей к 2050 году – пока она представляется скорее благим пожеланием. Где соответствующие расчеты? Ведь проблема здесь не только финансовая, но и технологическая. А именно: утрата технологических компетенций некоторыми бывшими лидерами атомной отрасли. Быстро восстановить их вряд ли получится, а если учесть 15-17-летние сроки строительства АЭС (как показывает французский опыт) и сопоставить их с оставшимися до 2050 года 25 годами, то возникают серьезные сомнения в реалистичности заявленных целей.
Фото: личный архив эксперта