Комментарий эксперта
Олег Хлопов
доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
Дональд Трамп: энергетическая перезагрузка
Новости
Нынешний президент США отменяет проекты по развитию ветроэнергетики и продвижению электромобилей, а также выходит из Парижского соглашения. Он делает ставку на нефть и малые АЭС. Последуют ли за ним лидеры других стран
читать полностью

«Риски такой стратегии заключаются в том, что США будут уязвимы к колебаниям цен на мировом рынке энергоносителей. Это может привести к нестабильности экономики, а также препятствовать развитию возобновляемых источников энергии и ускоренному переходу к “зеленой экономике”».

Что произойдет, если вслед за США от движения к углеродной нейтральности откажутся другие страны — крупные игроки, влияющие на энергетическую повестку дня?

Отказ крупных игроков от углеродной нейтральности может привести к усилению конкуренции на международной арене, к разногласиям между государствами и подорвать глобальные усилия по борьбе с изменением климата.

Кроме того, это ослабит международные климатические соглашения, такие как Парижское соглашение по климату. Государства могут начать устанавливать собственные стандарты и приоритеты, что грозит фрагментацией глобальной климатической политики.

Также это может замедлить развитие и внедрение «зелёных» технологий, модернизацию и разработку инноваций, что негативно скажется на состоянии окружающей среды.

Как вы оцениваете ставку Трампа на углеводороды? В этом есть здравый смысл или это консервативное мышление «человека из прошлого века», как иногда называют Трампа? Каковы риски такой политики и что произойдёт с американской экономикой, если Трампу не удастся добиться желаемых результатов?

Ставка Трампа на развитие традиционной энергетики (добыча нефти и газа) вписывается в его стратегию MAGA (Make America Great Again) — энергетическую независимость США и энергетическое доминирование (energy dominance) на международных рынках. Именно такую политику США проводили в конце XIX — начале XX века, когда Америка конкурировала с Россией по объемам добычи и продажи нефти на международном рынке.

Администрация Трампа будет продолжать отстаивать углеводороды как основу энергетической стратегии США, даже в условиях нарастающих дебатов о переходе на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и критики со стороны «зелёных» и Демократической партии.

Риски такой стратегии заключаются в том, что США будут уязвимы к колебаниям цен на мировом рынке энергоносителей. Это может привести к нестабильности экономики, а также препятствовать развитию возобновляемых источников энергии и ускоренному переходу к «зеленой экономике».

Как нынешняя политика Трампа в области энергетики будет затрагивать Россию и ее интересы? Есть ли необходимость нашей стране в связи с этим как-то корректировать свою энергетическую политику?

Трамп поддерживает увеличение добычи нефти и газа в США, включая сланцевую добычу, что будет способствовать росту американского экспорта углеводородов и может привести к снижению мировых цен на энергоносители. Это, в свою очередь, может снизить доходы России от экспорта углеводородов.

Дополнительное присутствие американских углеводородов на международном рынке подрывает позиции России. Это может сопровождаться продолжением или введением новых санкций против продажи российской нефти и газа, а также в целом в энергетическом секторе — под различными политическими лозунгами и обвинениями. Всё это будет ограничивать деятельность российских компаний на международных рынках и затруднять их доступ к технологиям и инвестициям.

Энергетическую политику Трампа также следует рассматривать как часть его стратегии по сдерживанию влияния России на международной арене.

В этих условиях России необходимо:

  • развивать альтернативные транспортные маршруты и инфраструктуру, включая СПГ-терминалы, для поставок ресурсов на рынки за пределами Европы;
  • стимулировать внутренний спрос на газ — газификацию российских регионов, переработку сырой нефти и экспорт нефтепродуктов;
  • инвестировать в возобновляемые источники энергии (ВИЭ), что будет способствовать диверсификации энергетического баланса России и снижению ее зависимости от экспорта нефти и газа в долгосрочной перспективе;
  • разрабатывать новые энергетические технологии, например в области применения водорода в качестве энергоресурса, которые способны изменить глобальный энергетический ландшафт.

Фото: личный архив эксперта