Комментарий эксперта
Сергей Кренц
директор Центра Арктических исследований и проектов Президентской академии в Санкт-Петербурге, эксперт Проектного офиса развития Арктики
Арктика: рывок в будущее
Новости
Транспортные пути, добыча и переработка полезных ископаемых, энергетика и экология — вот основные направления в развитии арктической зоны России
читать полностью

Северный морской путь (СМП) стал мегапроектом, который столь необходим для обеспечения национальной безопасности страны на современном этапе. В рамках развития СМП уже сегодня реализуются масштабные инициативы. Здесь можно отметить единый план развития СМП, закон о северном завозе (№ 411-ФЗ), появление инфраструктурного оператора СМП (Госкорпорация «Росатом»), а также связанные с СМП разрабатываемые в настоящий момент мастер-планы 16 опорных населенных пунктов в Арктике.

Объем транспортной работы по СМП в следующие 11 лет — 1,8 млрд т с общей суммой в 111 трлн рублей. Исходя из этой оценки следует заключить, что СМП станет играть еще более заметную роль в ВВП страны к 2035 году.

Реализация мегапроекта СМП в комплексе с иными арктическими проектами серьезно трансформирует качество жизни в Арктической зоне Российской Федерации. Однако ряд задач еще предстоит решить.

По расчетам специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института к 2050 году Арктика сможет освобождаться от льда только в летние месяцы, но не зимой. Ледовые условия не станут легче — следовательно, ледокольный флот будет более чем востребован в ближайшие 30 лет, а проблемы транспортной доступности территорий и круглогодичного сообщения по СМП по-прежнему требуют передовых технических решений.

Ученые-специалисты неоднократно обращали внимание на сложность и важность вопроса обеспечения круглогодичной навигации по СМП.

Круглогодичная навигация нужна не просто с точки зрения обеспечения логистики в Российской Арктике, она способна повлиять на сезонность — на вложенную сущность всех социально-экономических процессов на Крайнем Севере.

Решит проблему круглогодичной навигации на СМП строящийся ледокол «Лидер». Со спуском на воду «Лидера» начнется новая эпоха освоения Арктики.

Северный морской путь необходимо понимать не только как транспортный коридор по линии «Запад-Восток», соединяющий Мурманск с Анадырем или, если говорить о Большом СМП — Калининград с Владивостоком, но и как трассу сборки для меридионально протяженных транспортных систем по линии «Север-Юг». Необходимо создать один или два железнодорожных коридора, обеспечивающих связанность уральской и сибирской части СМП с основной транспортной системой страны для снижения нагрузки на Мурманский транспортный хаб и Восточный полигон.

Важно предоставить выход к СМП предприятиям Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это крайне актуально для развития инфраструктуры СМП.

СМП имеет огромный потенциал для того, чтобы стать общестрановым проектом, и если будет обеспечена мультимодальность путем создания сети логистических хабов на СМП, то появится возможность закольцевать транспортную систему Российской Федерации с севера с помощью СМП и с юга с помощью Транссиба, БАМа, Восточного полигона. Это даст мощнейший толчок развитию внутренних районов страны от Урала до Дальнего Востока, поскольку появится возможность выбора путей для экспортно-импортных операций. Расширение транспортной инфраструктуры закономерно приведет к тому, что муниципальные образования и регионы России получат значительные перспективы от развития СМП.

Решение проблем сезонности и круглогодичной навигации, переход к всероссийскому масштабу мегапроекта, активное включение муниципальных образований и развитие международного сотрудничества являются теми четырьмя возможными направлениями работы в дополнение к уже ведущимся, систематическая реализация которых в долгосрочной перспективе будет существенно способствовать развитию СМП.

Северный морской путь — один из крупнейших геоэкономических проектов страны. Его успешная реализация, его обретение статуса одного из ведущих мировых транспортных коридоров, а также статуса Национальной транспортной магистрали будут положительно сказываться на укреплении роли России как одного из мировых центров нового многополярного мира.