технический руководитель по созданию беспилотных поездов в ОАО «РЖД

«Экономический эффект будет только при масштабировании беспилотных технологий с их удешевлением за счет тиражирования»
Будущее в автомобильных технологиях — за чем оно: за традиционными двигателями, электрокарами, беспилотниками?
Нет ни малейших сомнений, что будущее транспорта лежит в области беспилотных технологий и в переходе к новым видам тяги: электрической, водородной. На мой взгляд, данные тенденции неизбежны и отчетливо проявляются уже в текущем автомобильном транспорте. Большинство современных автомобилей оснащаются системой контроля мертвых зон на основе видеокамер, всё больше и больше автомобилей с активной системой безопасности ADAS. А количество инвестиций в беспилотные технологии по философскому закону перехода количества в качество неизбежно приведет к появлению и широкому распространению автономного транспорта.
На текущий момент в транспорте четко заметны следующие тенденции:
- Увеличение доли и стоимости электроники в общей стоимости автомобиля (с прогнозом стоимости электроники 85% от общей стоимости машины к 2035 году).
- переход к программно-определяемому транспорту с объемом кода в автомобиле до 100 млн строк. Это влечет за собой необходимость постоянной поддержки программного обеспечения и его удалённого обновления.
- Транспорт – как генератор трафика. В настоящий момент в России платформа «Автодата» собирает данные со всего автомобильного парка с объёмом не более 1-2 Мб. С активным развитием технологий V2X (Vehicle-to-Everytning, транспорт, подключенный ко всему) объем трафика, генерируемого автомобилем, возрастет до 20-30 Мб. По прогнозу экспертов, к 2035 году с развитием беспилотного транспорта объем трафика возрастет до 40-50 Гб с каждого автомобиля.
Развитие технологий связи, технического зрения, искусственного интеллекта неизбежно ведет к созданию беспилотного транспорта, о чем свидетельствуют многочисленные проекты, направленные на создание беспилотных машин, поездов, кораблей и другого транспорта.
Стоит ли игра свеч: оправдано ли экономически развивать беспилотные пассажирские и грузоперевозки, в том числе в воздухе, строить магистрали для маглевов? Какие есть плюсы и минусы у такого транспорта по сравнению с привычным нам транспортом?
Безусловно игра стоит свеч и экономически появление беспилотных технологий оправдано. Важно отметить следующие тенденции:
- стоимость сенсоров, вычислителей неуклонно снижается;
- стоимость труда человека непрерывно возрастает;
- параметры технического зрения превосходят возможности человека и безопасность транспорта повышается.
Однако надо учитывать, что в настоящий момент стоимость разработки значительно превышает доходы от отказа от водителя на ограниченном количестве транспортных средств. Экономический эффект будет только при масштабировании беспилотных технологий с их удешевлением за счет тиражирования.
Что будет с традиционной транспортной инфраструктурой, авто с водителем и двигателем на ископаемом топливе, пилотируемыми самолетами, обычными поездами, если активно развивать транспорт будущего? Или все это может развиваться параллельно?
На мой взгляд, все это будет существовать параллельно, с постепенным уменьшением доли транспорта, управляемого вручную. В будущем требования безопасности, скорее всего, ужесточатся, и все машины будут оснащены системой активной безопасности, предотвращающей нарушение правил движения и обеспечивающей его безопасность. Кроме того, уже сейчас активно развиваются технологии V2I (Vehicle-to-Infrastructure, транспорт — инфраструктура) по взаимодействию инфраструктуры с транспортными средствами по цифровой связи. В крупных городах, например, уже сейчас трамваи оборудуются системой «приоритет», позволяющей им устанавливать зеленый сигнал при проследовании перекрестков. В будущем ожидается активное развитие систем V2I, V2V (Vehicle-to-Vehicle, транспорт — транспорт) с существенным увеличением трафика данных. То есть все транспортные средства, инфраструктура будут активно взаимодействовать друг с другом посредством цифровой связи, что позволит повысить безопасность и увеличить пропускную способность дорог.
Какие новые требования к безопасности будут возникать при эксплуатации таких видов транспорта?
Наиболее актуальным вопросом сейчас является доказательство безопасности систем технического зрения и применения технологий искусственного интеллекта. Взаимодействие беспилотного транспорта друг с другом и инфраструктурой также поднимает вопросы корректного регулирования потока машин и управления ими. Я допускаю ситуации, когда ошибки в алгоритмах искусственного интеллекта или обычные сбои связи могут привести к заторам или даже аварийным ситуациям. Все это требует особого внимания к вопросам функциональной безопасности и обеспечению достаточного уровня надежности создаваемых систем. Отдельно стоит отметить кибербезопасность и отсутствие возможности дистанционного вмешательства злоумышленников в управление беспилотным транспортом.
Фото: личный архив эксперта