Комментарий эксперта
Валерий Каминский
кандидат технических наук, доцент, заведующий лабораторией проблем ресурсосбережения на транспорте Института проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской академии наук
Навигация на СМП: от спутника до беспилотника
Новости
Непрерывный автоматический сбор данных о погоде и движении льдов — важное условие навигации на Северном морском пути. Обсуждаем, как эту задачу можно решить с помощью спутниковых и беспилотных летательных аппаратов отечественного производства
читать полностью

«Необходимы развитие спутниковой группировки  для глобального мониторинга и интеграция БПЛА для локального и оперативного наблюдения. Политическая независимость и экономическая эффективность делают создание собственных систем приоритетом»

В чем главная проблема с нехваткой спутниковой информации? 

Основная проблема — недостаточное количество отечественных спутников, обеспечивающих непрерывный и детализированный мониторинг ледовой обстановки и погоды на СМП. Текущие аппараты («Арктика-М», «Кондор-ФКА», «Обзор-Р») не покрывают все потребности в реальном времени, поэтому данные дополняются зарубежными спутниками.

Сейчас реализуются следующие проекты для решения этой проблемы: 

  • Наращивание группировки: Россия планирует создать полноценную группировку, включая новые спутники серии «Арктика-М» (запуски продолжаются, аппарат — «Арктика-М2» — уже выведен на орбиту в 2023 году).
  • Изменения в орбитах и оборудовании: спутники выводятся на геостационарную орбиту (для постоянного наблюдения за Арктикой) и орбиты среднего/низкого наклонения для высокого разрешения. На борту используются радиолокационные и оптические датчики, способные работать в условиях полярной ночи и облачности.
  • Новые спутники: помимо «Арктики-М» рассматриваются проекты с радиолокационной съемкой (например, развитие системы «Кондор-ФКА») и связными спутниками для покрытия полярных широт (аналоги «Сфера-Интернет»).

Будет ли создание и запуск собственных спутников для обеспечения навигации на СМП дешевле, чем покупка данных с иностранных аппаратов? Или здесь дело в политических рисках попасть в ситуацию, когда в информации могут отказать?

Экономическая и политическая целесообразность создания отечественной группировки заключается в следующем: 

  1. Стоимость. Создание спутников требует значительных инвестиций (например, «Арктика-М» стоит ~$300 млн за аппарат), но в долгосрочной перспективе это дешевле закупки данных у частных иностранных компаний (например, европейские или американские спутниковые данные стоят десятки миллионов долларов в год).
  2. Политические риски. Основная причина — независимость от внешних поставок. В условиях санкций или геополитических конфликтов доступ к данным может быть ограничен, что угрожает безопасности СМП. Например, в 2022 году ЕС приостановил доступ российских компаний к данным Sentinel Hub. 

Зачем нужны БПЛА для арктической навигации? Разве информации со спутников недостаточно?

Спутники обеспечивают глобальный мониторинг, но имеют ограничения. Например, низкую оперативность (частоту обновления данных), недостаточную детализацию локальных участков (например, тонкие трещины во льду),  зависимость от облачности и полярной ночи (даже у современных аппаратов).

В противовес им БПЛА имеет высокое разрешение (до 1 см/пиксель для некоторых моделей), оперативность, то есть возможность немедленного запуска для исследования конкретного района, и устойчивость к экстремальным условиям (работа при температурах до -50°C, ветре до 15 м/с, полярной ночи). 

Разработки БПЛА для Арктики идут уже несколько лет. А началось ли их серийное производство и внедрение?

«Аэромобильный лоцман» (Ростех) испытан в 2022 году на Кольском полуострове. Работает на базе БПЛА Orlan-10 и Zala KYB, обеспечивает мониторинг ледовых условий с дальностью до 120 км и временем полета до 6 часов.
С-50 «Арктика» («Кронштадт»): проект тяжелого БПЛА с радиусом действия до 1000 км, способного нести оборудование для анализа ледяного покрова. В 2023 году сообщалось о планах запуска в серию.
«Тахион» («Гранит-Электрон»): микродрон для работы в шторм и полярную ночь, уже используется на ледоколах «50 лет Победы».
Orlan-10 и Zala уже используются в Арктике в опытных партиях. Ещё в 2024 году  Минобороны РФ планировало начать серийный выпуск специализированных арктических БПЛА, адаптированных к экстремальным условиям.

В итоге можно сделать такие выводы. Для безопасной навигации на СМП требуется комплексный подход. Во-первых, необходимы развитие спутниковой группировки («Арктика-М», «Кондор-ФКА») для глобального мониторинга и интеграция БПЛА для локального и оперативного наблюдения. Во-вторых, политическая независимость и экономическая эффективность делают создание собственных систем приоритетом. В-третьих, испытания и первые образцы показывают, что технологическая база для внедрения уже формируется, но серийный выпуск требует времени и инвестиций.