Комментарий эксперта
Сергей Биденко
доктор технических наук, профессор, госкорпорация «Ростех», специалист в области геомоделирования территориальных природно-хозяйственных систем и регионального регулирования в условиях риска
Навигация на СМП: от спутника до беспилотника
Новости
Непрерывный автоматический сбор данных о погоде и движении льдов — важное условие навигации на Северном морском пути. Обсуждаем, как эту задачу можно решить с помощью спутниковых и беспилотных летательных аппаратов отечественного производства
читать полностью

«Разумным будет совместное использование спутниковой и БПЛА-информации об обстановке»

В чем главная проблема с нехваткой спутниковой информации? 

Нужны группировки спутников на орбитах разной высоты, с различными сенсорами – оптика, радиолокационные станции и т.д. Следует помнить не только о навигации (координаты, ледовая обстановка и др.), но и об обеспечении спутниковой и наземной связи и телекоммуникации в акватории Арктической зоны РФ. 

Будет ли создание и запуск собственных спутников для обеспечения навигации на СМП дешевле, чем покупка данных с иностранных аппаратов? Или здесь дело в политических рисках попасть в ситуацию, когда в информации могут отказать?

От закупок отказываться не следует, если данные кто-то будет продавать (например, Китай). Но нужно поддерживать и развивать собственное производство и обслуживание. Здесь требуются целенаправленные госсубсидии для отечественного арктического космоса и БПЛА-систем.

Зачем нужны БПЛА для арктической навигации? Разве информации со спутников недостаточно?

С высоких спутниковых орбит с большой дискретой поступает общая обзорная информация по ледовой и другой гидрометеорологической обстановке (ветер, осадки, температура). 

Но требуется и более точная информация от бортовых БПЛА: они поддерживают арктическую навигацию на тактическом уровне и в ближней морской зоне (150–200 км от ледокола). БПЛА необходимы для точного детального определения ледовой обстановки (разводья, каналы, сплоченность и торосистость льда, дрейф ледовых полей) в реальном времени. Спутник этого не обеспечивает, поэтому разумным будет совместное использование спутниковой и БПЛА-информации об обстановке. 

Разработки БПЛА для Арктики идут уже несколько лет. А началось ли их серийное производство и внедрение?

Есть макетные решения, например, от санкт-петербургского АО «Научный центр прикладной электродинамики», МФТИ. Но они, что называется, для «средней полосы России». Требуется доведение до арктических кондиций: ветро- и морозоустойчивость, работа в условиях значительных аномалий физических полей Земли, грузоподъемность, автономность, доработка бортовых радаров, средств навигации, систем связи и телекоммуникации, комплексирование геосенсоров, решение вопросов взлета и посадки БПЛА на борт судна и т..д. Для этого нужны значительные финансы, и без государственной поддержки этот вопрос не решить.

Фото: личный архив эксперта