Комментарий эксперта
Мария Туранова
научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (ИПРЭ РАН)
Страны взяли курс на углеродную неопределенность
Новости
Глобальное движение к углеродной нейтральности замедлилось. Страны—лидеры по выбросам СО2 начали в последнее время действовать в национальных интересах в ущерб мировым соглашениям. Как это скажется на борьбе с парниковыми выбросами
читать полностью

“Даже при успешной реализации существующих климатических стратегий достигнуть полного сокращения выбросов к 2060 году может быть затруднительно”

В условиях геополитической турбулентности и преобразования глобальных цепочек поставок, которые оказывают существенное давление на экономические системы в первую очередь развитых стран, все чаще приоритеты развития смещаются от глобальных к национальным. Развитые страны, которые за долгие годы достигли успехов в климатических инициативах, теперь смещают фокус внимания на решение внутренних социально-экономических проблем.

Позволят ли уже сформулированные усилия по достижению углеродной нейтральности к 2060 году решить проблему глобального потепления?

Цели достижения углеродной нейтральности к 2060 году, заявленные рядом стран, представляют собой значимый шаг в борьбе с изменением климата. Однако их реализация сопряжена с множеством вызовов, которые могут поставить под сомнение их эффективность в решении проблемы изменения климата. Среди этих вызовов — экономическая зависимость от ископаемого топлива, политическая нестабильность и недостаточная скорость внедрения возобновляемых источников энергии.

Глобальные выбросы CO₂ в 2023 и 2024 годах остаются на высоком уровне, несмотря на заявленные меры по декарбонизации. В крупнейших экономиках, таких как США, Китай, Европейский Союз и Индия, наблюдается разная динамика: в некоторых регионах выбросы сокращаются, но в других продолжают расти из-за промышленного развития и энергетических кризисов. Особенно заметным фактором является рост энергопотребления в странах с быстроразвивающейся экономикой, где уголь по-прежнему играет ключевую роль в энергобалансе. В то же время развитые страны сталкиваются с экономическими трудностями, замедляющими переход к чистым технологиям.

Ключевая проблема заключается в том, что даже при успешной реализации существующих климатических стратегий достигнуть полного сокращения выбросов к 2060 году может быть затруднительно. Внедрение возобновляемых источников энергии требует значительных инвестиций, и, хотя страны активно развивают солнечную и ветровую энергетику, многие из них продолжают поддерживать традиционные углеводородные отрасли из-за необходимости обеспечения энергобезопасности.

Также существуют технологические ограничения: развитие водородной энергетики, технологий улавливания и хранения углерода, а также модернизация инфраструктуры являются перспективными направлениями, однако их широкомасштабное внедрение требует времени и значительных финансовых ресурсов. Для многих стран, особенно развивающихся, доступ к этим технологиям остается ограниченным, что снижает эффективность глобальной борьбы с изменением климата.

На СОР-29 принята декларация министров 25 стран, поддерживающая утроение глобальных атомных мощностей к 2050 году. Насколько реалистична такая постановка вопроса?

На СОР-29 принята декларация министров 25 стран, поддерживающая утроение глобальных атомных мощностей к 2050 году. Реалистична ли такая цель?

На сегодняшний день в мире существует 192 атомные электростанции с 440 ядерными реакторами общей мощностью 370 ГВт, что обеспечивает около 17% глобальной выработки электроэнергии. Для достижения поставленной цели потребуется масштабное расширение атомной энергетики и строительство значительного числа новых реакторов.

Основным препятствием является высокая стоимость строительства атомных электростанций. Стоимость возведения одной АЭС может превышать предельные размеры кредитов для многих развивающихся стран, что делает такие проекты рискованными для инвесторов.

Для финансирования этих капиталоемких проектов развивающиеся страны могут использовать несколько подходов:

  1. Привлечение многосторонних банков развития (МБР). Хотя Всемирный банк традиционно избегал инвестиций в атомную энергетику, изменение этой политики могло бы предоставить доступ к необходимым финансовым ресурсам. В настоящее время основным источником международного финансирования являются государственные банки России и Китая.
  2. Сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое помогает государствам-членам в создании необходимой инфраструктуры и привлечении финансирования.
  3. Привлечение частных инвесторов в партнерстве с государственными структурами для распределения финансовых рисков.

Россия играет ключевую роль в развитии глобальной атомной энергетики. “Росатом” участвует в строительстве более 30 энергоблоков в различных странах, включая Турцию, Египет, Бангладеш, Китай, Индию и страны Африки. Россия обладает развитыми технологиями замкнутого ядерного топливного цикла, что позволяет эффективно использовать ядерное топливо и снижать объемы радиоактивных отходов.

Важным инструментом России в продвижении атомной энергетики является гибкая система финансирования, включая льготные кредиты для стран-партнеров. Пример такого подхода — строительство АЭС “Аккую” в Турции по схеме Build-Own-Operate, полностью финансируемое российской стороной.

Россия также развивает инновационные технологии, такие как малые модульные реакторы и плавучие атомные электростанции (пример — “Академик Ломоносов”), что открывает новые возможности для внедрения ядерной энергетики в удаленных регионах и странах с ограниченными ресурсами.

Фото: личный архив эксперта